МИХАИЛ ЦИТРИНЯК: «МНОГИЕ РОДИЛИСЬ ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ.
ГЛАВНОЕ — ВОВРЕМЯ ЭТО ПОНЯТЬ»
…Редко кому из режиссёров на заре творческого пути выпадает такая удача, какая была уготована Михаилу Григорьевичу Цитриняку.
Шестилетний Мишенька, очень любознательный, смышлёный и ответственный, как заправский профессионал снимался под руководством самого Андрея Тарковского. Было это в его дипломном фильме «Каток и скрипка», который получил в 1961 году первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.
Потом Михаил Цитриняк работал с Леонидом Нечаевым — одним из лучших режиссёров детских фильмов и кавалером уникально-сказочного ордена Буратино. Причём, дебютом предстоящего кинопутешествия Леонида Нечаева стала лента «Приключения в городе, которого нет», снятая на студии «Беларусьфильм».
Встреча с такими мастерами и определила дальнейший жизненный путь Михаила Цитриняка. Впрочем, искусством он, сын известного журналиста Григория Цитриняка, был увлечён с детства, и его поступление на актёрское отделение Высшего театрального училища имени Щукина было абсолютно логичным. А вот рывок сразу на третий курс режиссёрского шокировал многих. И напрасно. Ныне Михаил Цитриняк — известный режиссёр, продюсер, преподаватель, автор инсценировок для театральных постановок во многих городах России.
На Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» будет представлена его режиссёрская работа – спектакль «Семейный ужин в половине второго…»
— Михаил Григорьевич, здравствуйте. Известно, что Вы первый приглашённый режиссёр, кто взялся за постановку спектакля по пьесе современного драматурга Виталия Павлова. Почему Вы выбрали его пьесу?
— С Виталием Павловым мы знакомы давно. Уже лет 30. И я был первым, кому он предложил прочитать пьесу в далёком уже 1986 году. Я хотел сразу же взяться за работу, но жизнь, как это часто случается, поменяла планы. И постановку отложили.
Виталий взялся за неё сам. Но тоже не сразу. Впервые — в театре Армии как автор-режиссёр, и позже, когда адаптировал для телевидения сценарий. В 2007 году на экраны вышла телеповесть под названием «Семейный ужин», в котором снялись Лариса Гузеева, Евгений Сидихин, Ирина Скобцева, Алексей Петренко и Константин Спасский. Двухсерийный фильм получился добрым и удостоен немалого количества лестных слов.
— Но всё же… Сценарий — это одна история. Пьеса — совершенно другая. Разные жанры предполагают разное воплощение…
— Безусловно. Именно поэтому и началась работа над спектаклем. Получив приглашение от Леонида Робермана, который возглавляет театральное агентство «Арт-Партнёр XXI», стали собирать команду. И я её с удовольствием представлю.
Мария Рыбасова — сценограф, лауреат Государственной премии, народный художник России. Она оформила около 200 спектаклей. Сотрудничала с московскими театрами имени Маяковского, Ермоловой, Пушкина, Моссовета, Малым и другими. Работала с известными режиссёрами из России, Европы и США.
Виктория Севрюкова — художник по костюмам, заслуженный художник России. Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в драматическом спектакле». Главный художник по костюмам в МХАТе имени Горького. Ведёт свой курс в ГИТИСе по специальности «Художник по костюму». Является автором костюмов более чем к 350 спектаклям.
Музыку написал мой друг Борис Кинер, с которым мы уже более 10 лет выступаем в дуэте.
Актёрских составов несколько. Это обычная практика. Тем более, что спектакль антрепризный. Не всегда репертуарные и гастрольные графики всех участников могут совпадать. Главные роли исполняют Ольга Остроумова, Ольга Волкова, Сергей Никоненко, Анатолий Васильев, Анна Большова, Кирилл Гребенщиков, Егор Баринов, Андрей Рапопорт. В Витебск приедут Ольга Волкова, Анатолий Васильев, Анна Большова, Егор Баринов и Андрей Рапопорт.
Работать в такой интересной современной пьесе – удача для всех нас. Виталий Павлов написал множество прозаических и драматических произведений. Он — автор и режиссёр более двадцати игровых сюжетов киножурнала «Фитиль», сценарист, ведущий и режиссёр документальных фильмов «Особенности национального футбола», «Неизвестный Олег Ефремов». По произведениям Павлова сняты телефильмы «Танго на два голоса» и «Галина».
— Словом, вопрос с выбором пьесы не обсуждался…
— Нет смысла заниматься поисками, когда в руках хорошая пьеса. Жанр этой трогательной истории мы обозначили как мелодрама. Но откровенно, её жанр — это наша с вами жизнь, в которой мы можем за один день испытать целую гамму различных эмоций. От безразличия до улыбки, от тоски до гомерического хохота, от ненависти до внезапно нагрянувшей любви. Так и в нашем спектакле, с его драматическими картинами и иронией, трагедией и фарсом.
Думаю, что наш спектакль ценен, потому что побуждает задуматься над тем, что действительно важно в жизни. Многие родились под счастливой звездой, главно — вовремя это понять.
— Ваша нынешняя режиссёрская работа отличается таким же разнообразием?
— Надеюсь… Театр — это моя жизнь. Она преподносит приятные сюрпризы, в которые, впрочем, многое вложено. Недавно в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, в котором я работаю режиссёром с 2011 года, был юбилей. Спектакль «Медея» по пьесе Жана Ануя был показан в 150-й раз, при полном аншлаге.
Ещё в театре Вахтангова выпустил спектакли «Игры одиноких» Нила Саймона и «Крик лангусы» Джона Марелла.
В Московском театральном центре «Вишнёвый сад» работал снова вместе с композитором Борисом Кинером. Его музыка на стихи Игоря Иртеньева и Аллы Боссар — главное украшение рождественского карнавального шоу, каким предстаёт перед зрителем знаменитое произведение Гоголя «Ночь перед Рождеством».
— Михаил Григорьевич, Вы из когорты тех, кто знает все нюансы современной театральной и киноиндустрии. Актёр, режиссёр. Есть огромный опыт продюсера в кинокомпаниях «Мостелефильм» и «Киностудия "Версия"». Вы преподавали в Ирландии и Голландии. Что Вам ближе всего?
— В моей жизни был достаточно большой перерыв, когда я не работал в театре. Был востребован. У меня получается практически всё, что я делаю. Мои умения никогда не противоречат друг другу. Да, я могу выйти на сцену и сыграть. Продать спектакль я тоже могу. Но от режиссуры я получаю максимум удовольствия. И результат показывает, что занимаюсь своим делом.
— Спасибо за интервью. Ждём вас в Витебске.
26 июня 2017
Елена Гринь