МИХАИЛ ЦИТРИНЯК: «МНОГИЕ РОДИЛИСЬ ПОД СЧАСТЛИВОЙ ЗВЕЗДОЙ.

ГЛАВНОЕ — ВОВРЕМЯ ЭТО ПОНЯТЬ»

…Редко кому из режиссёров на заре творческого пути выпадает такая удача, какая была уготована Михаилу Григорьевичу Цитриняку.

Шестилетний Мишенька, очень любознательный, смышлёный и ответственный, как заправский профессионал снимался под руководством самого Андрея Тарковского. Было это в его дипломном фильме «Каток и скрипка», который получил в 1961 году первый приз на фестивале студенческих фильмов в Нью-Йорке.

Потом Михаил Цитриняк работал с Леонидом Нечаевым — одним из лучших режиссёров детских фильмов и кавалером уникально-сказочного ордена Буратино. Причём, дебютом предстоящего кинопутешествия Леонида Нечаева стала лента «Приключения в городе, которого нет», снятая на студии «Беларусьфильм».

Встреча с такими мастерами и определила дальнейший жизненный путь Михаила Цитриняка. Впрочем, искусством он, сын известного журналиста Григория Цитриняка, был увлечён с детства, и его поступление на актёрское отделение Высшего театрального училища имени Щукина было абсолютно логичным. А вот рывок сразу на третий курс режиссёрского шокировал многих. И напрасно. Ныне Михаил Цитриняк — известный режиссёр, продюсер, преподаватель, автор инсценировок для театральных постановок во многих городах России.

На Международном фестивале искусств «Славянский базар в Витебске» будет представлена его режиссёрская работа – спектакль «Семейный ужин в половине второго…»

 — Михаил Григорьевич, здравствуйте. Известно, что Вы первый приглашённый режиссёр, кто взялся за постановку спектакля по пьесе современного драматурга Виталия Павлова. Почему Вы выбрали его пьесу?

 — С Виталием Павловым мы знакомы давно. Уже лет 30. И я был первым, кому он предложил прочитать пьесу в далёком уже 1986 году. Я хотел сразу же взяться за работу, но жизнь, как это часто случается, поменяла планы. И постановку отложили.

Виталий взялся за неё сам. Но тоже не сразу. Впервые — в театре Армии как автор-режиссёр, и позже, когда адаптировал для телевидения сценарий. В 2007 году на экраны вышла телеповесть под названием «Семейный ужин», в котором снялись Лариса Гузеева, Евгений Сидихин, Ирина Скобцева, Алексей Петренко и Константин Спасский. Двухсерийный фильм получился добрым и удостоен немалого количества лестных слов.  

 — Но всё же… Сценарий — это одна история. Пьеса — совершенно другая. Разные жанры предполагают разное воплощение…

 — Безусловно. Именно поэтому и началась работа над спектаклем. Получив приглашение от Леонида Робермана, который возглавляет театральное агентство «Арт-Партнёр XXI», стали собирать команду. И я её с удовольствием представлю.

Мария Рыбасова — сценограф, лауреат Государственной премии, народный художник России. Она оформила около 200 спектаклей. Сотрудничала с московскими театрами имени Маяковского, Ермоловой, Пушкина, Моссовета, Малым и другими. Работала с известными режиссёрами из России, Европы и США.

Виктория Севрюкова — художник по костюмам, заслуженный художник России. Лауреат премии «Золотая маска» в номинации «Лучшая работа художника в драматическом спектакле». Главный художник по костюмам в МХАТе имени Горького. Ведёт свой курс в ГИТИСе по специальности «Художник по костюму». Является автором костюмов более чем к 350 спектаклям.

Музыку написал мой друг Борис Кинер, с которым мы уже более 10 лет выступаем в дуэте.

Актёрских составов несколько. Это обычная практика. Тем более, что спектакль антрепризный. Не всегда репертуарные и гастрольные графики всех участников могут совпадать. Главные роли исполняют Ольга Остроумова, Ольга Волкова, Сергей Никоненко, Анатолий Васильев, Анна Большова, Кирилл Гребенщиков, Егор Баринов, Андрей Рапопорт. В Витебск приедут Ольга Волкова, Анатолий Васильев, Анна Большова, Егор Баринов и Андрей Рапопорт.

Работать в такой интересной современной пьесе – удача для всех нас. Виталий Павлов написал множество прозаических и драматических произведений. Он — автор и режиссёр более двадцати игровых сюжетов киножурнала «Фитиль», сценарист, ведущий и режиссёр документальных фильмов «Особенности национального футбола», «Неизвестный Олег Ефремов». По произведениям Павлова сняты телефильмы «Танго на два голоса» и «Галина».

 — Словом, вопрос с выбором пьесы не обсуждался…

 — Нет смысла заниматься поисками, когда в руках хорошая пьеса. Жанр этой трогательной истории мы обозначили как мелодрама. Но откровенно, её жанр — это наша с вами жизнь, в которой мы можем за один день испытать целую гамму различных эмоций. От безразличия до улыбки, от тоски до гомерического хохота, от ненависти до внезапно нагрянувшей любви. Так и в нашем спектакле, с его драматическими картинами и иронией, трагедией и фарсом.

Думаю, что наш спектакль ценен, потому что побуждает задуматься над тем, что действительно важно в жизни. Многие родились под счастливой звездой, главно — вовремя это понять. 

 — Ваша нынешняя режиссёрская работа отличается таким же разнообразием?

 —  Надеюсь… Театр — это моя жизнь. Она преподносит приятные сюрпризы, в которые, впрочем, многое вложено. Недавно в Государственном академическом театре имени Евгения Вахтангова, в котором я работаю режиссёром с 2011 года, был юбилей. Спектакль «Медея» по пьесе Жана Ануя был показан в 150-й раз, при полном аншлаге.

Ещё в театре Вахтангова выпустил спектакли «Игры одиноких» Нила Саймона и «Крик лангусы» Джона Марелла. 

В Московском театральном центре «Вишнёвый сад» работал снова вместе с композитором Борисом Кинером. Его музыка на стихи Игоря Иртеньева и Аллы Боссар — главное украшение рождественского карнавального шоу, каким предстаёт перед зрителем знаменитое произведение Гоголя «Ночь перед Рождеством».

 — Михаил Григорьевич, Вы из когорты тех, кто знает все нюансы современной театральной и киноиндустрии. Актёр, режиссёр. Есть огромный опыт продюсера в кинокомпаниях «Мостелефильм» и «Киностудия "Версия"». Вы преподавали в Ирландии и Голландии. Что Вам ближе всего? 

 — В моей жизни был достаточно большой перерыв, когда я не работал в театре. Был востребован. У меня получается практически всё, что я делаю. Мои умения никогда не противоречат друг другу. Да, я могу выйти на сцену и сыграть. Продать спектакль я тоже могу. Но от режиссуры я получаю максимум удовольствия. И результат показывает, что занимаюсь своим делом. 

 — Спасибо за интервью. Ждём вас в Витебске.

26 июня 2017

Елена Гринь

© Михаил Цитриняк, 2009-2019 | Все права защищены