МИХАИЛ ЦИТРИНЯК: «СЕГОДНЯ КРИЗИС НЕ СТОЛЬКО АКТЕРСКИЙ, СКОЛЬКО РЕЖИССЕРСКИЙ»

Благодаря Юлии Рутберг режиссер Михаил Цитриняк вернулся в театр, откуда уходил на 15 лет. Уфимцы увидели их совместную работу — спектакли «Крик лангусты» и «Медея». Как оказалось, костяк спектакля «Крик лангусты» сформировался легко. Михаил и актер Андрей Ильин были знакомы очень давно. «Выпивать выпивали, но работать — не работали», — пошутил режиссер. В какой-то момент Андрей Ильин оказался в вахтанговском спектакле «Игры одиноких», после этого Цитриняк долго не думал о том, кто должен играть в «Крике лангусты».

— Юля втянула меня обратно в театр, сказала: «Хочу вернуть смысл в театр». Это и есть красная линия всего того, чем мы занимаемся с Андреем Ильиным, Юлей Рутберг и нашими коллегами, — отметил Цитриняк. — Юля — человек непростой. Очень категорична, очень требовательна — к себе, к партнерам и вообще к миру. Она не со всяким партнером может поладить и сдружиться и прийти к достойному результату. Эта работа могла закончиться не начавшись.

По мнению Михаила, Туминас привнес в театр Вахтангова именно то, чего не хватало — стилевой стержень.

— У Туминаса есть понимание вечных проблем, желание их решать в современном ключе, который сегодняшним людям будет близок.

Цитриняк, обсуждая кризис современной драматургии, отметил, что вопрос по-прежнему только в одном: задевает или не задевает.

— Меня — скорее, нет, чем да. Это не значит, что это плохо или хорошо, это касается только меня конкретно. Надо уметь читать и подбирать для достойной пьесы человека, который мог бы ее поставить — может быть, не в своем театре.

Михаил Цитриняк вполне справедливо считает, что если актер занимается другой профессией — это несчастье для всех. Просто потому, что он и трактор утопит, и дом у него рухнет. Артист должен быть артистом. А вот как обучать новичков?

— К великому сожалению, все построено так, что знаменитые артисты почти не преподают, а нужно — хотя бы чуть. Наши студенты сейчас лишены такой практики, этого не хватает. Кризис в жанре не столько актерский, сколько режиссерский и драматургический. Ощущение, как будто тех, кто раньше писал сценарии для театра и кино, к стенке поставили и из пулемета расстреляли. Я ведь читаю постоянно, и редко что-то достойное сейчас обнаруживаю. Почему? Порвалась связь времен в 90-е годы. Педагог в то время в «Щуке» получал от трех до пяти тысяч рублей, если считать по сегодняшнему курсу. Поэтому пришли те, кто не был востребован в других местах. Учиться туда пришли люди просто потому, что родственники могли заплатить за обучение. А дело-то в том, что они хотели стать режиссерами, но не хотели учиться. Результат мы и получаем сегодня.

Пытаясь объяснить, как удается многое успевать и вообще нужно ли гнаться за всем подряд, Михаил рассказал шутку с грустным привкусом:

— Встречаются два режиссера. Один спрашивает: «Как дела?» Другой говорит: «Ничего, снимаю». Первый уточняет: «Что снимаешь?» Тот отвечает: «Однушку в Свиблово»... Я работал в разных кинокомпаниях и режиссером, и кинопродюсером. С удовольствием оставил это дело и получаю не меньшее удовольствие от того, что не участвую в телевизионном процессе в нашей стране. И стараюсь, чтобы меня не затащили обратно. Безусловно, надо зарабатывать деньги, потому что на что-то надо жить. Но при этом важно распределять свои возможности и не жертвовать главными вещами.

15 декабря 2016

Андрей Королев

Ссылка на статью: 

http://www.sobkor02.ru/news/art-object/3130/

© Михаил Цитриняк, 2009-2019 | Все права защищены