top of page

МИХАИЛ ЦИТРИНЯК

Российский, советский режиссёр театра и кино, актёр, сценарист, драматург, педагог

Полное имя

Дата рождения

Место рождения

Профессия

Образование

Награды

Хобби

Telegram

Михаил Григорьевич Цитриняк

14 февраля 1956 г.

г. Москва, Россия, РСФСР, СССР

Режиссер

Театральный институт им. Б.В. Щукина (1980, актерский курс А. А. Казанской и В. П. Поглазова; 1983, актерско-режиссерский курс

Е. Р. Симонова и В. А. Эуфера)

Медаль Альберта Швейцера от Ганноверской Академии Естественных наук;

Орден «Гордость России»;

Царскосельская художественная премия

История, спорт

Михаил Цитриняк
БИОГРАФИЯ

БИОГРАФИЯ МИХАИЛА ЦИТРИНЯКА

О режиссере Михаиле Цитриняке

   Михаил Цитриняк  родился 14 февраля 1956 года.

   «В самом центре Москвы, рядом с Пушкинской площадью. На улице, которая раньше тоже называлась Пушкинской (теперь это Большая Дмитровка). Там — в доме напротив Театральной библиотеки — Михаил и прожил первые 15 лет своей жизни.  Крохотная комната в коммуналке была перегорожена крашеной фанерой. За «стеной» находилась уже бабушкина «комната». Какого цвета были стены в родительской комнате так и не довелось узнать — вместо стен от пола и до потолка стояли стеллажи с книгами — домашняя библиотека была невообразимых размеров.»

   Мама — Нинель Давидовна — работала финансистом в Министерстве приборостроения. Отец — Григорий Маркович Цитриняк — получил высшее юридическое образование, но, поскольку конец сороковых ознаменовался пресловутой «борьбой с космополитизмом», работать по профессии у него возможности не было. Пришлось идти на завод, без отрыва от производства оканчивать технический вуз и становиться «советским инженером». Однако Григорий Маркович мечтал о работе в газете. Начал с очерков и фельетонов, и к началу 70-х стал известным журналистом. Большую часть жизни он проработал в «Литературной газете», где создал новый для того времени журналистский жанр — жанр диалогов. Это было время расцвета «Литературки». Тогда в газете образовался «кружок» блистательных советских журналистов, в который, кроме Григория Цитриняка, входили: Рубинов, Щекочихин, Черниченко, Рост, Ваксберг,

Михаил Цитриняк во время пресс-конфереции

Ольга Чайковская и другие… 

   В те времена, в связи с дефицитом детских садов, детей отдавали в «группу», иными словами — какой-нибудь бабуле, которая и гуляла с ними на бульваре. В возрасте 4-х лет на Страстном бульваре маленького Мишу заметила ассистентка одного начинающего режиссера и пригласила сняться в эпизоде дипломного фильма «Каток и скрипка». Звали этого режиссера Андрей Тарковский. Позднее он сыграл еще в одном дипломном фильме — у режиссера Леонида Нечаева, снявшего в конце 70-х известный телефильм «Про Красную Шапочку». После этого домой часто звонили с киностудий, приглашая на пробы. Но бабушка Ася Мироновна была строга: требовала, чтобы на пробы возили исключительно на машине, и не на какой-нибудь, а только на «Волге» или «Победе». И если таковой не было, то на пробы бабушка и внук не ехали. Учился Михаил Цитриняк в известной московской школе № 31, которая располагалась в переулке Станиславского (ныне Леонтьевском), позади театра МХАТ имени Максима Горького. В этой школе учились дети многих партийных боссов, министров, известных актёров… Я мечтал стать учителем истории. 

   М. Цитриняк вспоминает: «Прихожу я в Пединститут поступать, посмотрел вокруг — огромная толпа! И все знают, как мне казалось, значительно больше меня. Я решил, что не буду поступать — просто испугался. Ну, а раз меня

артистом в школе считали, и в кино снимался, то ничего иного не оставалось, как податься в актеры... Пошел поступать в разные театральные институты и везде срезался, что вполне понятно: читал я на вступительных экзаменах не то и не так — чудовищно!.. Это было летом. А осенью я узнал, что набирается актерский курс в студию при Центральном детском театре (это было среднее учебное заведение). Мне тогда здорово помогла мама моего одноклассника и друга Лёни Велехова — замечательный театральный критик Нина Александровна Велехова. Она подобрала репертуар, объяснила, как надо читать, потратила время на репетиции… И неожиданно для себя самого я туда поступил. Это был год нескончаемого счастья… Не знаю, как сложилась бы моя жизнь, но в конце первого курса театр не сделал отсрочку от армии (говорили, что артистам в том году не нужно было, и про студийцев попросту забыли), и я ушел в армию. За два года службы у меня сформировалось четкое понимание того, что я хочу быть артистом и никем иным».После демобилизации, Михаил Цитриняк поступил в Щукинское театральное училище (ВУЗ) на курс Народной артистки России Аллы Александровны Казанской и Владимира Петровича Поглазова. На том же курсе учились такие ныне известные артисты, как Сергей Маковецкий, Владимир Симонов, Андрей Леонов, Людмила Нильская, артисты и продюсеры Андрей Тартаков и Юрий Осипов, актёр, бард и композитор Борис Кинер...  

   Со второго курса Михаил начинает заниматься режиссурой — ставит со своими однокурсниками и студентами старших курсов отрывки из пьес и литературных произведений. Всем становится ясно: Михаил Цитриняк — режиссер. Для многих было странно: как это второкурсник, который ничего еще о профессии не знает, работает со студентами выпускных курсов?! Но, ведь, получалось!

   «Как же мне было обидно, — вспоминает Михаил Цитриняк, — когда после одного из самостоятельных показов отрывков ко мне подошёл замечательный педагог Альберт Григорьевич Буров и сказал: «Если бы ты так играл, как ставишь…»

   Одним из дипломных спектаклей курса стал спектакль «Утиная охота» в постановке Михаила Цитриняка... 

После окончания актерского факультета Михаила Цитриняка приглашают учиться сразу на третий курс очного режиссерского факультета, для чего было сделано исключение из строгих, незыблемых правил. Учась режиссуре у Е.Р. Симонова и В.А. Эуфера, Михаил начинает работать режиссером-стажером у Александра

Леонидовича Дунаева на спектакле «Волки и овцы» по пьесе А. Островского в театре на Малой Бронной. Анатолий Васильевич Эфрос приглашает его режиссером-ассистентом на телевизионный спектакль «Ромео и Джульетта». Поставив дипломный спектакль «Иван Дурак и черти» по пьесе В. Коростылева в Чите, Михаил возвращается в Москву и в 1983 году начинает работать во МХАТе (тогда еще «едином и неделимом»). В 1985 году он ставит спектакль «Надежда» (по пьесе А. Червинского «Блондинка за углом»). Когда в том же 1985 году режиссер Валерий Фокин возглавляет Ермоловский театр, Михаил Цитриняк переходит работать к нему. В 1986 году Михаил Цитриняк ставит спектакль «Последний посетитель» по пьесе Вл. Дозорцева. В 1988 году Михаил Цитриняк уходит из театра и создает театр-студию «Наш Театр». В театре-студии работают талантливые актеры Ирена Лангеман, Андрей Претеев, Борис Кинер, Михаил Малиновский, Галина Иванова, режиссёр Михаил Борисов. В театре-студии Михаил Цитриняк ставит спектакли «Крик лангусты» Дж. Марелла в редакции Ж. Вильсона и «Игра для двух актеров» Т. Уильямса. В 1989 году в Германии в городе Магдебург по просьбе руководства театра Михаил вновь ставит «Последнего посетителя» Вл. Дозорцева.   В 1990 году Михаил Цитриняк избирается президентом Ассоциации театров-студий СССР.  

   Однако маленькому бездотационному театру выживать было чрезвычайно трудно. Михаил Цитриняк находит спонсоров «Наш театр» регулярно гастролирует по стране и за рубежом... Но в 1990 году в Германию

Михаил Цитриняк и Борис Кинер

эмигрирует ведущая актриса театра — Ирена Лангеман, а затем и Борис Кинер уезжает жить и работать во Францию, что для маленького театра-студии явилось невосполнимой потерей — пришлось менять весь репертуар. Михаил Цитриняк ставит спектакли «Медея» по пьесе Ж. Ануя, «Камера» по пьесе И. Бубнова, сотрудничает с зарубежными актерами и режиссерами, осуществляющими в театре свои проекты, проводит международные театральные фестивали... Однако экономическая ситуация в стране усугубляется, государство облагает спонсорские деньги налогом, и меценаты исчезают... В начале девяностых театр прекращает своё существование. 

   С 1991 годы Михаил работает в Щукинском театральном институте старшим преподавателем, помощником художественного руководителя на курсе Народной артистки России Аллы Александровны Казанской. На курсе учатся такие известные в будущем актеры, как Амалия Мордвинова, Мария Голубкина, Григорий Сиятвинда, Алексей Кравченко, Ольга Тумайкина, Мария Аниканова, Юлия Авшарова, Ольга Понизова, Сергей Ланбамин, Ольга Моховая, Ирина Лосева, режиссеры Максим Кубринский и Татьяна Вилькина...  

   В 1993 году Михаил Цитриняк работает режиссером известной телевизионной программы «Старая квартира» (кинокомпания АТВ). 
   В 1996 году Михаил Цитриняк начинает петь в дуэте вместе с актером, композитором, однокурсником и другом Борисом Кинером. Дуэт они называют — «Мастер Гриша».

   «Договорились в течение 10 лет не заниматься ничем другим и начали ежедневные двухразовые репетиции. До этого я думал, что умею петь: оказалось — нет! 

Пришлось заниматься вокалом с профессором консерватории..»

   Усердие и актерская подготовка дают свои плоды: у дуэта появляются многочисленные поклонники и, как следствие — концерты, гастрольные туры, 6 альбомов... Однако через 9 лет работы Михаил все-таки «изменяет» Борису с сериалом «Не родись красивой» (кинокомпания «Амедиа): по приглашению своего ученика — актера, режиссера и продюсера Александра Назарова, — он начинает работать на этом проекте одним из режиссеров. Позднее, Михаил участвует в съёмках сериалов «Все смешалось в доме» («Амедиа»), «Срочно в номер-2» и  «Срочно в номер-3» («Мостелефильм»), участвует в разработке и снимает несколько серий передачи «Большой ремонт» («Кинокомпания Версия»), работает в кинокомпаниях «Мостелефильм», и «Кинокомпания Версия» креативным продюсером.  
В начале 2011 года Народная артистка России Юлия Рутберг предложила Михаилу Цитриняку поставить спектакль с ее участием в Вахтанговском театре.  

Михаил Цитриняк вспоминает: «Меня подкупила ее фраза: «Хочу вернуть смысл в театр!» Я с этим тезисом абсолютно солидарен... Зрителям судить — получается у нас или нет...» 

   Из трех предложенных пьес Юлия выбрала «Медею» Ж. Ануя... В марте 2011 года заявка на спектакль была одобрена художественным руководителем театра Римасом Туминасом. Премьера состоялась в сентябре 2011 года. В спектакле принимают участие: Медея — Народная артистка России Юлия Рутберг, 

Михаил Цитриняк и Андрей Ильин. «Игры одиноких». Репетиция

Ясон — Григорий Антипенко, Креон — Засуженный артист России Андрей Зарецкий, Кормилица — Инна Алабина / Наталья Молева, Мальчик — Василий Симонов.    

   В 2012 году Юлия Рутберг, сыгравшая Медею в одноименном спектакле Михаила Цитриняка на сцене театра Вахтангова, стала лауреатом старейшей российской театральной премии «Хрустальная Турандот» и получила статуэтку за лучшую женскую роль.
   За первым спектаклем последовал второй — «Игры одиноких» (по пьесе Нила Саймона «Глава вторая»). На роль Джорджа Шнайдера Михаил пригласил замечательного актера — Народного артиста России Андрея Ильина. В спектакле так же принимают участие: Лео Шнайдер — Заслуженный артист России Андрей Зарецкий, Дженни Мелоун — Заслуженная артистка России Елена Сотникова и Фей Медуик — Заслуженная артистка России Ольга Тумайкина.  
   В 2013 году Михаил Цитриняк поставил в Вахтанговском театре спектакль «Крик лангусты» (Сара Бернар — Народная артистка России Юлия Рутберг, секретарь Питу — Народный артист России Андрей Ильин). Он повторно вернулся к этой пьесе Дж. Марелла в редакции выдающегося французского актера и режиссера Жоржа Вильсона, кардинально изменив решение спектакля. Если в первый раз это был рассказ о неувядающей красоте, то в этот —

о всепобеждающей силе человеческого духа... Даже перевод пьесы изменился — первоначальный был потерян.

   В 2015 году Михаил Цитриняк в рамках Театрального агентства «АртПартнер» осуществляет постановку пьесы Виталия Павлова «Семейный ужин в половине второго» (Ирина — Заслуженная артистка России Анна Большова, Алексей Викторов — артист Кирилл Гребенщиков / артист Егор Баринов, Тихон Семенович — Народный артист России Анатолий Васильев, Ксения Васильевна — Народная артистка России Ольга Остроумова / Заслуженная артистка России Ольга Волкова, Анатолий Скоробогатов — артист Андрей Рапопорт / артист Виктор Рудниченко).

   «Для меня не имеет значения, где ставить — в стационарном московском театре или в антрепризе — условие одно и то же: это должен быть полномасштабный, без скидок на сложности гастрольных перевозок и переездов, нехватки денег на изготовление декораций и приглашения первоклассных специалистов (художник, композитор, балетмейстер) спектакль. И я рад, что глава агентства Леонид Семенович Роберман оказался в этом смысле моим единомышленником...»

В следующем — 2016 году — в театре «Вишневый сад» (худ. рук. Александр Михайлович Вилькин) Михаил Цитриняк осуществляет постановку спектакля «Ночь перед Рождеством» по мотивам одноимённой повести Н.В. Гоголя (инсценировка М. Цитриняка). 

   Михаил Цитриняк: «Я в четвертый раз взялся за постановку этого спектакля. Предыдущие три были: на выпускном курсе Щукинского института, в Читинском областном и Белгородском драматическом театрах. Просто мне было жалко, что молодежный, веселый, музыкальный спектакль не идет в Москве. Эта работа — попытка взглянуть на историю взаимоотношений Украины и России, на два наших братских народа с иронией и самоиронией: все могло бы быть иначе, если бы на вопрос Екатерины Великой: «Так что же хотите вы?!», депутаты «от всего украинского народа» — запорожцы — рассказали ей о своих нуждах! Но тут Вакула закричал: «Черевики!» — и история пошла по известному сценарию...» 

   В 2017 году в «Театре современной антрепризы»  Альберта Могинова Михаил Цитриняк ставит спектакль «Карнавальная ночь.» по пьесе известного современного драматурга и сценариста Ганны Слуцки (Он — Заслуженный артист России Андрей Ильин, Она — Народная артистка России Юлия Рутберг, Маньяк — Илья Бледный). 

   «Я прочитал пьесу Ганны — «Маньяк», которая с успехом шла уже лет десять — и мне очень понравилась сама история, ее «архитектура». Я предложил написать новую пьесу: изменить профессию героев, перенести время действия в 1929 год, а место действия — в Венецию... Это предоставило иные возможности для фантазии художников (постановщик — Кирилл Данилов, художник по костюмам — Яна Кремер) и композиторов (Борис Кинер и Александр Прокопович). Для меня это откровенный, нелицеприятный рассказ о людях искусства: на что мы можем пойти ради спокойной, сытой жизни... И какими высокими словами при этом прикрываться.» 

   1, 2 и 3 апреля 2018 года в Москве и Санкт-Петербурге состоялись премьерные спектакли «Онегин-блюз» по поэме А.С. Пушкина «Евгений Онегин» (в главных ролях Народные артисты России Игорь Бутман и Алексей Гуськов). 

   «Когда Алексей и Игорь предложили мне этот проект, я не сразу согласился: хотелось был понять, как сформулировал Бутман — «на хрена тут саксофон»... Но, как только понял, что саксофон — это контрапункт к размеренной жизни общества (струнный квартет, играющий стилизованную под классику музыку) — дело пошло. Полтора года ушло на подготовку: изучение материала, написание сценария, поиск сценографического решения и — мы приступили репетициям. Хочется верить, что нам удалось показать зрителю всем известную историю в неожиданном ракурсе, рассказать что-то такое, о чём он и не думал» . 

   6 октября 2020 года в Театре им. Евгения Вахтангова состоялась премьера спектакля в жанре музыкальной комедии по пьесе Эжена Лабиша — «Соломенная шляпка» в постановке Михаила Цитриняка: «Я мечтал поставить комедию на вахтанговской сцене – с Римасом Туминасом мы обсуждали несколько названий.  Именно Римас Владимирович предложил «Соломенную шляпку». В юбилейный, 100-ый, сезон было логично обратиться к материалу, который 80 лет назад так ярко и звонко прозвучал у вахтанговцев. Поклонники вышедшего на экраны в 1974 году музыкального фильма Леонида Квинихидзе с Андреем Мироновым в главной роли не услышат запомнившихся всем песен. Новые куплеты для нынешней постановки написаны Владом Старчевским на музыку Бориса Кинера и Александра Прокоповича. Главная движущая сила в этой истории, мотив поступков главного героя — любовь. Из-за любви, а не из-за денег Фадинар отправляется в безумную погоню за соломенной шляпкой.»

   В том же 2020 году, 18 октября, Михаил Цитриняк и его коллеги по созданию спектакля «Онегин-блюз» — Леонид Роберман, Борис Кинер, Алексей Гуськов и Игорь Бутман были удостоены Царскосельской художественной премии за творческий вклад в развитие российской культуры и искусства и укрепление международных культурных связей.

   18 мая 2022 года в московском театре «Вишневый сад» состоялась премьера спектакля Михаила Цитриняка «Люби меня нежно» по мотивам пьесы Майкла Уилмота. В этом спектакле режиссер снова обращается к теме любви: «Люби меня нежно» — остроумная и трогательная комедия о попытке начать жизнь с чистого листа. Наш спектакль о любви — состоявшейся и несостоявшейся, о счастье, мимо которого так легко пройти, о жизненном выборе, который кроме тебя никто не сделает… А вот потом живи с этим выбором!».

   Итак, к концу 2022 года в Москве и других городах можно увидеть 9 спектаклей Михаила Цитриняка. И все они пользуются неизменным успехом у зрителей.

   Михаил Цитриняк: «К сожалению многие зрители стали воспринимать искусство театра либо, как нечто скучное, либо, как нечто «прикольное». Но театр — это не лекция, которую читает педагог-зануда... Но и не КВН! Не надо путать жанры! Это история, рассказанная артистами, режиссером, сценографом... История, которая должна взволновать зрителя... Можно посмотреть по «телеку» — «между супом и компотом» — французскую комедию, пару раз усмехнуться и сказать жене: «Хорошее кино посмотрел…» Со спектаклем этого быть не может! Театр, на мой взгляд — самый эмоциональный вид искусства... Если на спектакле ты не плакал и не смеялся, значит зря потратил время!.. 

   Нельзя перебраться на новые берега театрального искусства, разрушив мост, соединяющий их с берегом Станиславского, Вахтангова, Мейерхольда, Таирова… Я счастлив, что работал или был знаком (пусть даже шапочно) с такими великими людьми театра, как Анатолий Эфрос, Юрий Любимов, Георгий Товстоногов, Олег Ефремов, Анатолий Васильев... Я видел их спектакли, считаю их своими учителями... Связь времен не должна прерываться! Это мое глубочайшее убеждение...» 

ФОТОГРАФИИ

МИХАИЛ ЦИТРИНЯК ФОТОГРАФИИ

Михаил Цитриняк. Фотографии с репетиций спектаклей «Крик Лангусты», «Семейный ужин в половине второго», «Онегин-блюз», а также с мастер-класса «Творческая лаборатория» в театре им. Евг. Вахтангова.

Михаил Цитриняк
Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Семейный ужин в половине второго», фото: Елизавета Бузова
Михаил Цитриняк
Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Карнавальная ночь», фото: Елизавета Бузова
Михаил Цитриняк. Фото Кристины Бабаевой
Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Онегин-блюз», фото: Елизавета Бузова
Михаил Цитриняк. Фото Кристины Бабаевой
Михаил Цитриняк, фото: Елизавета Бузова
Михаил Цитриняк. Фото Кристины Бабаевой
Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Онегин-блюз», фото: Елизавета Бузова
Михаил Цитриняк. Фото Игоря Чуракова
Михаил Цитриняк на репетиции спектакля «Онегин-блюз», фото: Елизавета Бузова
ВИДЕО

МИХАИЛ ЦИТРИНЯК ВИДЕО

Видео с участием Михаила Цитриняка

Концерт Михаила Цитриняка и Бориса Кинера

Съемка 19.11.16

Гости Михаил Цитриняк и Борис Кинер. Авторская песня.

Выпуск от 02.12.17

Театр Вахтангова поставил философский спектакль

«Крик Лангусты» с Юлией Рутберг в главной роли.

Книжный клуб-магазин «Гиперион». Концерт Бориса Кинера и Михаила Цитриняка. 20 лет дуэту «Мастер Гриша».

Авторская песня — «Дуэт Мастер Гриша».

Радио «Эхо Москвы».

Репортаж Первого канала, посвященный премьере спектакля Михаила Цитриняка — «Крик лангусты.»

ПРЕССА

МИХАИЛ ЦИТРИНЯК В ПРЕССЕ

Интервью с Михаилом Цитриняком

Михаил Цитриняк: «Многие родились под счастливой звездой. главное — вовремя это понять»

…Редко кому из режиссёров на заре творческого пути выпадает такая удача, какая была уготована Михаилу Григорьевичу Цитриняку.

Шестилетний Мишенька, очень любознательный, смышлёный и ответственный, как заправский профессионал снимался под руководством самого Андрея Тарковского. Было это в его дипломном фильме «Каток и скрипка»...

Елена Гринь, 26.06.2017 г.

Михаил Цитриняк:

«Я люблю любить артистов»

Пока на сцене театра вовсю кипит репетиционный процесс, белгородская публика считает дни до премьеры, сулящей знакомство с новым постановщиком и обещающей новый взгляд на известное почти наизусть «сказочно-мистическое» гоголевское произведение из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Казалось бы, две гениальные оперы Чайковского и Римского-Корсакова, два художественных фильма, включая... 

А-фишка, 27.02.2013 г.

Михаил Цитриняк: «Сегодня кризис не столько актерский, сколько режиссерский»

Благодаря Юлии Рутберг режиссер Михаил Цитриняк вернулся в театр, откуда уходил на 15 лет. Уфимцы увидели их совместную работу спектакли «Крик лангусты» и «Медея». Как оказалось, костяк спектакля «Крик лангусты» сформировался легко. Михаил и актер Андрей Ильин были знакомы очень давно.«Выпивать выпивали, но работать не работали»...

Андрей Королёв, 15.12.2016 г.

Михаил Цитриняк: «Есть режиссеры, которые запутывают, а есть, которые распутывают»

Известный режиссер провел очень теплую и познавательную беседу с участниками фестиваля о детстве, студенчестве, об опыте работы в разных странах, а также об актерах, режиссуре, театре, в котором, не должно быть скучно.

Режиссер — постановщик спектакля «Медея» прокомментировал очередной показ в Бурятском театре драмы, выделяя метафору, которая...

Наталья Витвицкая, 06.09.2014 г.

СПЕКТАКЛИ

МИХАИЛ ЦИТРИНЯК СПЕКТАКЛИ

Спектакли, срежессированные Михаилом Цитриняком

Спектакль «Медея»
Спектакль «Ночь перед Рождеством»
Спектакль «Карнавальная ночь» (венецианская комедия)
Спектакль «Игры одиноких»
Спектакль «Онегин-блюз»
Спектакль «Семейный ужин в половине второго»
Спектакль «Крик лангусты»
bottom of page