МИХАИЛ ЦИТРИНЯК: «Я ЛЮБЛЮ ЛЮБИТЬ АРТИСТОВ»

Пока на сцене театра вовсю кипит репетиционный процесс, белгородская публика считает дни до премьеры, сулящей знакомство с новым постановщиком и обещающей новый взгляд на известное почти наизусть «сказочно-мистическое» гоголевское произведение из цикла «Вечера на хуторе близ Диканьки».

Казалось бы, две гениальные оперы Чайковского и Римского-Корсакова, два художественных фильма, включая незабываемую киноэкранизацию Александра Рома, мультипликационный фильм 1951 года режиссёров Зинаиды и Валентины Брумберг, уже ставший классикой, и относительно новый анимационный проект студии «Анимафильм», а также несколько современных шоу-мюзиклов уже должны были бы, что называется, «закрыть тему»…

Но в том, наверное, и состоит непреходящая магическая привлекательность литературного слова «великого писателя земли русской» — сколько раз не обращайся к творчеству Гоголя, столько раз и откроешь для себя что-то совершенно новое.

На этот раз своё прочтение (а вернее — интерпретацию) случившейся в украинской Диканьке сказочной истории белгородцам предложит Михаил Цитриняк. Почти 20 лет назад Михаил Григорьевич написал по мотивам гоголевской повести театральную инсценировку, оставив «за рамками» некоторые сюжетные линии.

По задумке автора, это спектакль, который на наших глазах исполняют обычные молодые жители Диканьки. С самого раннего детства, из года в год, во время зимних Коляд они слышали от деревенских стариков невероятную историю о том, как красавец-кузнец Вакула за черевичками в саму столицу летал. И однажды они решили эту историю разыграть «в лицах», в качестве декораций приспосабливая подручные предметы обихода.

Так печной ухват у них играет роль посоха, колодец на колёсиках чудесным образом превращается в трон царицы, а вместо пенсне, через которое Екатерина с удивлением рассматривает своих подданных («Так вот ты какой, мой народ!») в дело идут огромные ножницы. Да и сама императрица, равно как и её приближённые, в воображении и изображении колоритных украинских парубков и дивчин выглядят уж очень гротескно.

По-настоящему смешные диалоги в спектакле щедро переплетаются с безудержными плясками и задорными песнями, тексты для которых на музыку Бориса Кинера написал известный иронический поэт и правдоруб Игорь Иртеньев в соавторстве с Аллой Боссарт. Так что любителям во всём искать подтексты гимнастика для ума обеспечена, ибо никакой явной «листовочности» в постановке точно не будет. Кстати, петь в этом спектакле — соло или хором — придётся всем действующим лицам, что на белгородской сцене не такое уж и частое явление.

До Белгорода «Ночь перед Рождеством» уже имела два сценических воплощения — на студенческих и профессиональных подмостках. Впервые спектакль родился в стенах родной для Михаила Григорьевича «Щуки» (Высшее театральное училище имени Б. В. Щукина, — прим. ред.), где Цитриняк, по просьбе педагога училища Владимира Поглазова, поставил спектакль со студентами его курса. Успех, причём ошеломительный, пришёл сразу. Чтобы увидеть дипломный (!) спектакль записывалась очередь, посмотреть постановку приходили именитые московские режиссёры и даже любители театрального искусства из числа работников иностранных посольств.

Второму рождению «Ночи перед Рождеством» — уже на профессиональной сцене — поспособствовал шумный успех первой постановки. Бывший сокурсник Цитриняка по театральному училищу, актёр и режиссёр Николай Березин, увидев где-то запись того студенческого спектакля, захотел перенести комедию на сцену руководимого им Читинского областного драматического театра. Михаил Цитриняк приглашение принял, и несколько лет назад в репертуаре забайкальского театра появилась новая версия его «хулиганской» импровизации гоголевского сюжета, скорректированная, кстати, с учётом вполне мистических местных обстоятельств. И до сих пор «Ночь перед Рождеством» идёт в Чите на абсолютных аншлагах два раза в месяц.

А после премьеры в Белгороде Михаил Цитриняк начнёт репетировать спектакль в четвёртый раз, но уже с актёрами известного московского театра — имени Вахтангова. И нет сомнений, что оба новых спектакля — и в Белгороде, и в Москве — будут обречены на зрительский успех.

Залогом успешности Михаила Цитриняка как режиссёра, наверное, является то чувство огромного уважения, которое он испытывает по отношению к актёру. Для него артист талантлив априори, и если какие-то режиссёрские ожидания, бывает, не совсем оправдываются, то Михаил Григорьевич в первую очередь предъявляет претензии к себе. «Я люблю любить артистов» — так, практически не задумываясь, Цитриняк обозначил главную (после любви к женщине, конечно) любовь своей жизни. Это признание прозвучало, когда «Афишка» от имени своих читателей поздравляла московского гостя с днём рождения, который, кстати, приходится на самый романтичный день в году — 14 февраля, день всех влюблённых.

Интересно, что практически к любому, даже начинающему, актёру Цитриняк легко подбирает свой ключик, помогая раскрыться заложенным природой талантам. За годы работы театральным педагогом в России и за рубежом, Михаил Григорьевич дал путёвку в успешную профессиональную жизнь многим известным артистам. Среди его учеников — целая плеяда известных театральных и киноактёров: Амалия Мордвинова, Алексей Кравченко, Маша Аниканова, Гриша Сиятвинда, Ольга Понизова, Макс Кубринский (сегодня популярный режиссёр), Мария Голубкина и многие другие.

— Когда я работаю как педагог, всё своё время посвящаю ученикам, делаю это с удовольствием, и, как мне кажется, хорошо, — говорит Михаил Григорьевич. — Будучи сам режиссёром, я знаю, как «смотрят» в театре нового артиста, поэтому к таким «показам» мои студенты были хорошо готовы — 99% из них сегодня имеют успешную карьеру в театрах Москвы.

Стоит отметить, что с актёрско-режиссёрским даром Михаил Цитриняк, наверное, родился, а первую «прививку искусства» он получил в самом нежном возрасте. Его так называемая творческая жизнь началась года в четыре, с подачи самого Андрея Тарковского (!). Хотя роль в первом для Цитриняка и Тарковского фильме была небольшой, и прямо скажем — не главной, однако юному Михаилу удалось повлиять на кастинг короткометражки, вынудив режиссёра-дебютанта заменить актрису, которая, играя в одном с мальчишкой эпизоде, вызывала у него приступ безудержного смеха одним своим появлением в кадре.

Потом были еще съёмки в кино, принесшие уважительное отношение — артист! — со стороны одноклассников, участие в школьных театральных инсценировках, срежиссированных Викториной Соломоновной Кляцкиной, учителем литературы спецшколы № 31 (сегодня, как и более века назад, это учебное заведение носит имя основавших его купцов Капцовых, — прим. ред.) и страстным фанатом Евтушенко, Вознесенского и Рождественского.

Но на этом, между прочим, связь с творческим миром могла нарушиться навсегда — по окончании школы Цитриняк принимает решение стать учителем истории. Конечно, в дело вмешалась сама судьба и расставила всё по предначертанным ею местам: абитуриент поступает на актёрский факультет театрального училища имени Щукина, а служение музе Клио на всю жизнь превращается в хобби. «До сих пор мои настольные книги — об истории, я их читаю как детективы», — признаётся Михаил Григорьевич.

Обучаясь актёрскому мастерству, Цитриняк уже со второго курса стал проявлять свои врождённые задатки режиссёра. «Я не знал, как играть самому, но как играть другим — я знал точно», — смеётся Михаил Григорьевич. Первый отрывок, самостоятельно осуществлённый начинающим постановщиком Цитриняком, был «Ваня, ты как здесь?» по рассказу Василия Шукшина, роль в котором играл будущий народный артист России Сергей Маковецкий. А потом были десятки срежиссированных для студентов разных курсов училища отрывков и наделавший шуму в театральной Москве спектакль «Утиная охота», посмотреть который приходил сам Анатолий Эфрос.

Неординарные способности студента Цитриняка были отмечены преподавателями училища, которые — впервые в истории этого учебного заведения (!) — предложили ему по окончании актёрского факультета продолжить обучение на режиссёрском, причём сразу с третьего курса. Наставниками будущего профессионального режиссёра стали Евгений Симонов и Владимир Эуфер. Сотрудничать с профессиональными театрами Москвы Цитриняк начал с четвёртого курса училища, за несколько лет им были поставлены «Волки и овцы» в Театре на Малой Бронной, спектакли в «Современнике», Театре им. Ермоловой, «Блондинка за углом» во МХАТЕ…

Интересно, что именно театральная, а не кинематографическая версия «Блондинки» получила одобрение автора одноимённой пьесы Александра Червинского. Михаил Цитриняк, вслед за драматургом, создал философский спектакль о фантастическом обществе, которое стоит на грани краха. Постановка получилась в чём-то пророческой: через некоторое время нашу тогда ещё большую страну накрыло смутное перестроечное время.

Именно на эти злополучные годы перестройки пришлось время, когда Михаил Цитриняк создаёт свой собственный театр и ставит в нём успешные спектакли, с которыми его довольно часто приглашают на гастроли за границу. Правда, по разным причинам, период существования «Нашего театра» был недолгим, и Михаил Цитриняк, охарактеризовав этот момент своей биографии как «я понял, что я помер», уходит из театральной жизни.

В биографии Михаила Цитриняка появились главы, связанные с бардовской песней (арт-зонг-дуэт с Борисом Кинером «Мастер Гриша» существует уже 17 лет и пользуется необычайной популярностью как в нашей стране, так за её рубежами), с работой в кино и на телевидении (проект «Старая квартира», сериал «Не родись красивой» и ряд других).

А затем последовало возвращение в театр, и сразу триумфальное. По приглашению художественного руководителя театра им. Евг. Вахтангова Римаса Туминаса, Михаил Цитриняк ставит здесь весьма успешный спектакль «Игры одиноких» — собственную интерпретацию «Главы второй» Нила Саймона, и «Медею» Ж. Ануя с Юлией Рутберг в главной роли (премия «Хрустальная Турандот» за «лучшую женскую роль»). В ближайшем будущем «Медею» ожидают фестивальные показы, в том числе и в Америке.

А Михаил Цитриняк снова полон творческих планов. И кто знает, может быть, судьба распорядится так, что один из новых проектов режиссёра, также как предстоящая «Ночь перед Рождеством», получит жизнь на «щепкинской» сцене в Белгороде…

27 февраля 2013

Ссылка на статью: 

https://afishka31.ru/news/culture/2905.html

© Михаил Цитриняк, 2009-2019 | Все права защищены