top of page

ЮЛИЯ РУТБЕРГ: «ГОРЬКАЯ ПРОФЕССИЯ КЛОУНА»

Сто раз выходила Юлия Рутберг на сцену театра имени Вахтангова в роли Сары Бернар. Накануне своего дня рождения актриса рассказала «ВМ»о своей любимой роли.

Спектакль «Крик лангусты» Михаила Цитряняка, кроме столичной сцены, был показан во многих странах мира, включая родину Сары Бернар — Францию.

— Юлия Ильинична, Антон Павлович Чехов, который видел Бернар на сцене, написал о ней нелестный фельетон. Какие качества открыли в своей героине вы?

— Вне всякого сомнения, она была выдающейся личностью. Она страдала качеством, которое, как ни странно, нередко встречается у больших артистов — дикой боязнью сцены и чудовищной неуверенностью в себе. У Бернар была очень сложная жизнь. С пятнадцати лет ее мать, великосветская куртизанка, готовила двух своих дочерей к такому же занятию. Но Сара поломала это намерение. Бернар много играла, потому что боялась отвыкнуть от сцены. А когда с ней случилось несчастье — играла без ноги «Даму с камелиями».

Играть для Сары было все равно, что жить. Она первая женщина в мире, получившая статус звезды. Я верю Оскару Уайльду и Марселю Прусту, которые знали Сару и описали ее в своих произведениях. При этом верю Бернарду Шоу, который не очень лестно отзывался о Саре. Но разве Алла Демидова и Любовь Орлова нравятся всем без исключения? А Фрейндлих? По себе знаю, что некоторые считают меня «насмешкой над искусством». Антону Павловичу Чехову нравилась Ольга Книппер-Чехова, но мне она видится совершенно иной, а про ее поведение в отношении Антона Павловича и говорить не приходится. Время — вот единственный судья, который все расставляет на свои места. Сара Бернар осталась в веках. Она — легенда.

— На спектакле «Крик лангусты» я видела много иностранцев. А во Франции он имел успех?

— Думаю, да. Но я хочу рассказать, как во Франции я ходила на кладбище Пер-Лашез к Саре Бернар. Когда мы пришли на могилу, я попросила оставить меня одну. Обращалась к Саре с просьбой — помочь мне сыграть ее роль в спектакле. Потом гид спросил меня: «А вы знаете, что прах Сары Бернар пять раз переносили в разные места и, возможно, там, где мы сейчас стоим, его нет?» А я обнимала могилу, заламывала руки, взывая о помощи... Смешно. Эта история очень нравилась моему папе. Он хохотал, когда я ему ее рассказала.

— Вы суеверный человек?

— В отношении ролей — да. Никогда во время репетиций не даю интервью. Нельзя выбалтывать душу.

— На ваш взгляд, существует ли сегодня такое понятие, как красота? Кто для вас красивый человек?

— Признаюсь, с моей красотой у меня сложные взаимоотношения. Впрочем, иногда надо хорошо выглядеть, и я стараюсь, а иногда и не надо. К тому же у меня нет возможности роскошествовать, то есть уделять своей внешности много времени. Мои друзья и любимые мужчины как-то иначе относятся к моей красоте. Думаю, если чувство настоящее, влюбляешься не во внешность человека, а в его нутро, в его юмор, в ум, в характер, в талант. Меня никогда не интересовали люди, которые сильно реагируют на внешность. Сегодня я могу выглядеть на 17 лет, а завтра, в той же одежде, буду выглядеть гораздо старше. Мы ведь каждую минуту перевоплощаемся. Когда я смотрю на фотографии папы... У него такие поразительные морщины около глаз, и я пытаюсь прочесть, что там написано. Это текст, скрижаль, следы времени, и при этом — такой свет в глазах, что-то солнечное, без претензий к человечеству. Я люблю такие лица, вглядываюсь в них, ищу их.

Если говорить о красивых женщинах-актрисах, то к ним я отношу Анастасию Вертинскую с ее невероятной внешностью, ее сестру Марианну. А какая красивая в фильме «Баллада о солдате» Жанна Прохоренко! Ирина Печерникова — красавица. А какое лицо у Жанны Болотовой! Элина Быстрицкая до сих пор потрясающе красива. Эти удивительные женщины — произведения искусства. Но есть те, которые благодаря своему труду, умению себя формировать становятся красавицами. К ним относятся Ирина Петровна Купченко, Инна Михайловна Чурикова.

— Вы принадлежите к редкой плеяде клоунесс в отечественном кино и театре. Почему так мало клоунов в искусстве?

— Хороший клоун — горькая профессия. Смешить людей дико трудно. Чувство юмора можно развить только до определенного предела. Комедийным талантом, на мой взгляд, конечно же, обладали Фаина Раневская, Рина Зеленая, к комедианткам относится Татьяна Васильева. Мария Аронова — потрясающая комедийная актриса. У клоуна очень открытое сердце. Его легко ранить. Когда человек по-настоящему клоун, он очень обнажает то, к чему другие люди не допускают. У клоуна — открытая эмоция. Самое трудное в жизни — искренность. Когда она на потоке — это страшно. У клоуна, приходящего домой, очень грустное лицо. Все силы он отдает на то, чтобы рассмешить людей.

— Ваши родители прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Как вам кажется, почему к одним людям любовь приходит раз и навсегда, а другие ее не могут найти всю жизнь?

— Для меня в любви важно, чтобы чувство не превращалось в рутину. Нет ничего страшнее, чем одиночество вдвоем. Мне повезло с мужьями. Все они — талантливые люди и вели меня за собой, и я шла. Но в какойто момент возникала несовместимость. А я не из тех, кто остается в болоте. Любовь — это вдохновение. Если топливо для вдохновения исчезает, я ухожу в сторону.

Когда чувств уже нет, а люди при этом что-то изображают, — очень грустно. Но для меня всегда было очень важно сохранить человека, поэтому со всеми бывшими мужьями я в прекрасных отношениях. Сегодня семейные ценности насаждаются. Но это то, что должно быть внутри тебя. Мое поколение, возможно, не так настроено на сближение, на созидание, как поколение моих родителей.

Ссылка на статью: 

http://vm.ru/news/395423.html

bottom of page