top of page

— Сегодня людям, уставшим от виртуального общения, как никогда раньше нужно живое слово, — считает Юлия Рутберг. По приглашению Липецкой филармонии актриса выступила на сцене областного центра культуры и народного творчества с литературно-музыкальной программой «Стихов немеркнущие строки». Весь вечер Рутберг читала своих любимых поэтов и рассказывала о том, какие воспоминания с ними связаны.

 

«Глупая лошадь» Вадима Левина как привет из детства. «Угол» Павла Когана и «Овал» Наума Коржавина словно напоминание, что на смену юношескому максимализму приходит житейская мудрость. Бессмертное пушкинское «Я вас любил», баллада об Иеронимусе Босхе Павла Антокольского, страстное посвящение Кармен Теофиля Готье на чистейшем французском, строки Анны Ахматовой, Леонида Мартынова, Давида Самойлова и других замечательных поэтов. Украшением программы стали музыкальные номера под аккомпанемент Алексея Воронкова (рояль) и Николая Мызикова (контрабас). Актриса не побоялась взяться за творчество классиков жанра и блестяще справилась с невероятно сложной задачей. Ее интерпретации пронзительной баллады Александра Вертинского «На смерть юнкеров» и «мантры интеллигентного человека» — песенки черепахи Тортиллы авторства Булата Окуджавы со словами «Не покупается доброе имя, талант и любовь» вызвали самый живой отклик у зрителей. После спектакля Юлия Рутберг ответила на вопросы журналистов.

 

— Юлия Ильинична, что вдохновило вас на создание проекта с таким особым, личностным отношением к поэзии?

 

— Эта программа возникла из цикла передач о поэзии на канале «Культура», в ней участвовало много хороших актеров. Постоянно что-то в неё добавляю, я достаточно много читаю стихов, много работаю с текстами, мне это очень нравится. По моему убеждению, поэзия — это способ размышления, в ней есть вопросы, которые человек сам себе задает, и на них есть ответы. Это не просто буквы и не просто слова — это проверенные временем человеческие мысли.

Сейчас в театре, в литературе, на эстраде слишком много всего легковесного, развлекательного. Я же выхожу к публике для серьезного разговора на равных. Никогда не думаю, что в зале сидит человек, который глупее меня, который чего-то не знает, не понимает. Все знать невозможно, это нормально, он может чем-то заинтересоваться и что-то прочитать после. Мне кажется, что в искусстве, в театре, в художественном слове — во всем этом есть очень важный просветительский, образовательный момент. Публика — это паства, а актёр — пастырь.

Нужно очень внимательно и аккуратно относиться к тому, что ты говоришь. Наша жизнь сейчас во многом разрушена, и за время спектакля, когда я читаю стихи, о чём-то говорю с людьми, при том, что я одна и что я женщина, не такая уж мощная, у меня есть возможность гармонизировать и что-то собрать по кусочкам. А как мне кажется, цель искусства — из разрухи собрать какую-то гармонию. Тогда у людей возникнет ощущение не распада, а целостности мира. А только в целостном мире человек себя чувствует нормально и спокойно. Я не отличаюсь таким талантом, как Пушкин, Окуджава, Вертинский, Антокольский, поэтому с большим удовольствием использую созвучные моим, мысли великих людей.

 

— Вы говорили, что люди устали от социальных сетей, виртуального общения, бездумного потребления информации, когда «одновременно включаем видео, аудио и при этом говорим по мобильнику с Клаудио». Удается ли вам вытащить на ваши выступления молодежь из Интернета?

 

— Молодёжи много, я нередко специально выступаю перед молодёжной аудиторией. Я ей предлагаю альтернативу, но насильничать никогда не буду, и указующего перста от меня никто не дождётся. Когда человеку интересно — он тянется, совершает какие-то собственные поступки. Может, после такого спектакля ребята посмотрят в сети, кто такие Гумилёв, Ахматова, чем Босх отличается от Брейгеля. Я верю в то, что посмотрят, что я не зря выступаю, что происходит обмен энергией!

 

— Сейчас, когда в нашей стране наступили непростые времена, как у вас обстоят дела с новыми ролями и проектами?

 

— У меня всегда все есть. Кризис наступает прежде всего для тех людей, которые плохо умеют делать свое дело. Но если у тебя есть мозги и ты умеешь делать свое дело, у тебя всегда должна быть альтернатива. Да и заниматься только одним скучно, а я не люблю, когда мне скучно. Поэтому у меня всегда есть театр, кино, концерты, мои собственные проекты. Я стала очень много работать с оркестрами, что мне тоже очень нравится. У меня разнообразная деятельность, мне так интереснее существовать. Кризис подстёгивает, он обнажает очень многие вещи.

 

— У вас есть роль-мечта?

 

— Я никогда не говорю об этом. Зачем? Мне повезло, я играла Анну Ахматову, Фаину Раневскую, Коко Шанель на французском языке. Это приближение к очень особенным, великим женщинам, каждая из которых для меня в чем-то является образцом. Говорят, не сотвори себе кумира, но эти личности мне здорово помогали в жизни. Ради этих ролей можно жертвовать здоровьем, сном, общением с любимыми людьми.

 

— В каких проектах мы вас увидим в ближайшее время?

 

— В марте на Первом канале выйдет сериал «Орлова и Александров», в котором я сыграла Фаину Раневскую. У нас, в театре Вахтангова, начинается мировое турне со спектаклем по роману-притче Григория Кановича «Улыбнись нам, Господи», в котором я играю козу. Большие гастроли у недавней моей премьеры — спектакля «Крик лангусты», где я играю Сару Бернар.

А ещё недавно я работала с двумя оркестрами — народным оркестром Зыкиной и оркестром древних китайских инструментов, которые играли «Времена года» Чайковского. Такого звучания никто не слышал никогда! Для меня выступления с оркестром — это погружение в какой-то океан музыки, когда ты словно пребываешь в её нежных объятьях.

4 февраля 2015

Ссылка на статью: 

http://www.lpgzt.ru/aticle/44561.htm

bottom of page