ЮЛИЯ РУТБЕРГ: «Я ДОЧЬ ДОН КИХОТА»

Народная артистка России Юлия Рутберг живет в самом сердце столицы — на Арбате. И работает там же — в Театре имени Вахтангова.

О таких, как она, говорят — продолжатель актерской династии. Ее отец — выдающийся актер и мим Илья Рутберг, которому в этом году исполнилось бы 85 лет. С этого мы и начали нашу беседу.

— Юлия Ильинична, ваш папа любил свой день рождения?

— Разумеется. Поэтому мы и решили превратить 85-летие папы в праздник! В этот день — 17 мая — на Троекуровском кладбище был установлен памятник отцу. Но я не собиралась грустить и поминать папу. Мы праздновали его день рождения, вспоминали веселые истории. Папа придавал большое значение мелочам, считая, что из них складывается целое. Автор памятника — скульптор Константин Константинов. Он четыре раза переделывал уже вылепленную фигуру: не попадали в характер. Мы просили точности — в повороте головы, в каждом пальчике: у папы были потрясающе выразительные руки, Роден был счастлив вылепить такие руки. Казалось бы, в папе была некая диспропорциональность, но в ней все видели устремленность к небу. Поэтому памятник и изображает папу в образе Дон Кихота, который отвечает его сути, его нутру. В некотором роде я дочь Дон Кихота.

— Ваш отец был представителем эпохи шестидесятых. Часто он вспоминал свою юность?

— Конечно. Он много рассказывал о той поре. Студенческий театр МГУ, а отец был одним из его основателей, эстрадная студия «Наш дом», которой руководил папа, были меккой шестидесятников. В постановках участвовали Ролан Быков, Ия Саввина, Алла Демидова, Марк Захаров. Все делились мыслями, ночевали друг у друга, и никому ничего не было жалко. Поразительная поросль людей. Они много делали для других и для страны.

— Ваши родители прожили вместе долгую и счастливую жизнь. Почему к одним людям любовь приходит раз и навсегда, а другие ее не могут найти всю жизнь?

— Для меня в любви важно, чтобы чувство не превращалось в рутину. Нет ничего страшнее, чем одиночество вдвоем. Мне повезло с мужьями. Все они — талантливые люди и вели меня за собой, и я шла. Но в какой-то момент возникала несовместимость. А я не из тех, кто остается в болоте. Любовь — это вдохновение. Если топливо для вдохновения исчезает, я ухожу в сторону. Когда чувств уже нет, а люди что-то изображают, — грустно. Но для меня всегда было важно сохранить человека, поэтому со всеми бывшими мужьями я в прекрасных отношениях. Сегодня семейные ценности насаждаются. Но это то, что должно быть внутри тебя. Мое поколение, возможно, не так настроено на созидание, как поколение моих родителей.

Нет ничего страшнее, чем одиночество вдвоем. А я не из тех, кто остается в болоте

— На ваш взгляд, существует ли сегодня такое понятие, как красота?

— Признаюсь, с моей красотой у меня сложные взаимоотношения. Иногда надо хорошо выглядеть, и я стараюсь, а иногда и не надо. К тому же у меня нет возможности роскошествовать. Мои друзья и любимые мужчины как-то иначе относятся к моей красоте. Думаю, если чувство настоящее, влюбляешься не во внешность человека, а в его нутро, в его юмор, ум, характер. Меня никогда не интересовали люди, которые сильно реагируют на внешность. Сегодня я могу выглядеть на 17 лет, а завтра в той же одежде буду выглядеть гораздо старше. Мы ведь каждую минуту перевоплощаемся. Когда я смотрю на фотографии папы... У него такие поразительные морщины около глаз, и я пытаюсь прочесть, что там написано. Я люблю такие лица, вглядываюсь в них, ищу их.

—  А если говорить о красивых женщинах-актрисах, кого вы к ним относите?

—  Анастасию Вертинскую с ее невероятной внешностью, ее сестру Марианну. А какая красивая в фильме «Баллада о солдате» Жанна Прохоренко! Элина Быстрицкая до сих пор потрясающе красива. Эти удивительные женщины — произведения искусства. Но есть те, которые благодаря своему труду, умению себя формировать становятся красавицами.

—  Вы принадлежите к редкой плеяде клоунесс в отечественном кино и театре. Почему так мало клоунов в искусстве?

—  Хороший клоун — горькая профессия. Смешить людей дико трудно. Чувство юмора можно развить только до определенного предела. Комедийным талантом, конечно же, обладали Фаина Раневская, Рина Зеленая, к комедианткам относится Татьяна Васильева. Мария Аронова — потрясающая комедийная актриса. У клоуна очень открытое сердце. Его легко ранить. Когда человек по-настоящему клоун, он очень обнажает то, к чему другие люди не допускают. У клоуна — открытая эмоция. Самое трудное в жизни — искренность. Когда она на потоке — это страшно. У клоуна, приходящего домой, очень грустное лицо. Все силы он отдает на то, чтобы рассмешить людей.

24 августа 2017

© Михаил Цитриняк, 2009-2019 | Все права защищены