top of page

ГРИГОРИЙ АНТИПЕНКО: «СЫГРАВ В «НЕ РОДИСЬ КРАСИВОЙ», Я ВЫТЯНУЛ ЛОТЕРЕЙНЫЙ БИЛЕТ»

Известный российский актер Григорий Антипенко приехал в Минск. Он вместе с Ольгой Ломоносовой играет в спектакле "Сирано де Бержерак", поставленном на сцене Театра на Малой Бронной в Москве. AFISHA.TUT.BY расспросила Григория о том, как повлияла роль в популярном сериале "Не родись красивой" на театральную карьеру актера, а также чем актуален образ Сирано в современном мире.
 

- Роль Сирано де Бержерака исполняли в кино и театре многие актеры, что вы нашли для себя в этом образе? Как эта роль отразилась на вашей творческой биографии?

- Этот герой – открытие. Для тех, кто читает, и для тех, кто играет, тем более. Это этап в моей жизни. Очередной Рубикон. Человек, который сыграл Сирано, он сыграл Сирано. Это сослагательное наклонение. Он Сирано. Если спектакль получился – считайте, большой жирный плюс в биографии любого актера.

- Как вы считаете, такого героя, как Сирано, не хватает в современном мире?

- Безусловно! Это человек-перфекционист, стремящийся к абсолюту во всем! В отличие от многих он сумел прожить свою жизнь так, как захотел. И обстоятельства его не сломали. Пожертвовал своей жизнью ради принципа, ради своего честного и откровенного существования, честного прежде всего по отношению к себе. Произведение Эдмона Ростана – одно из тех немногих, где выписывается такой герой – герой чести. Нет ситуации, которая могла бы его расшатать, заставить усомниться и заставить свернуть с дороги. Он цельная личность. Герой-метафора. Герой - мечта человечества. Если человек хотя бы на процентов 20 проживет, как Сирано, то это уже зачет. А на сто процентов – таких я не встречал. Общество убивает таких людей, как, собственно, и произошло с Сирано. Общество настолько не совершенно, обществу не нужно такое зеркало, такие абсолютные герои, на фоне которых все человеческие недостатки и грехи вылезают.
 

- Выходит, эта роль оказалась знаковой для вас. Мечтали о чем-то подобном?

- У меня нет роли мечты, Сирано не был ролью мечты, и Отелло (в театре им. Евгения Вахтангова, артистом которого является Г. Антипенко. - TUT.BY) не был ролью мечты. Мне дается откуда-то сверху, и я играю… Что выпадет мне дальше, то и буду играть.

- Вы снимаетесь в сериалах, кино, работаете в театре. Что вам нравится больше?

- Театр, без обсуждений. Единственное место, где актер растет. Даже если спектакль не совершенен еще. Даже если чего-то не добрал актер еще. Но за счет выхода хотя бы раз в месяц на сцену актер уже может что-то взращивать в себе творчески, растить роль в себе.

В кинематографе такое случается очень редко. Обстоятельства, роль, материал редко дают возможность расти. В кино у нас нет хороших сценариев. Тотальный кризис жанра на всем постсоветском пространстве и, думаю, мировом тоже. Не помню таких ярких побед в том, что я смотрел за последнее время. Не могу вспомнить что-то шедевральное. Более или менее приличные фильмы сняты где-то за рубежом.

90-е годы выбили из колеи "зубров", "краснокнижных" сценаристов и режиссеров. Сегодня они постарели и стали уже не так хороши. А новых эпоха не родила. Сейчас пытаются это пространство чем-то заполнить, а школа была утеряна. Людей надо учить, чтобы были хорошие режиссеры, сценаристы и актеры – помимо таланта важна школа. Я надеюсь, что еще придут гении и проявятся всполохи подлинного таланта. Может, нам и повезет это видеть. 

- Вы ведь тоже к театру пришли не сразу…

- Я к нему пришел сразу, потом отошел на время. Я начинал с него. Пришел монтировщиком в театр. Потому, видимо, я театр еще так люблю, что мое первое впечатление – это закулисье. Я попал сразу же за кулисы и прикоснулся к театру, декорациям своими руками – увидел, как все это делается. Вы же знаете, первая любовь никогда не забывается. Запах кулис, закулисья сцены – это то, что вписано в подсознание. 

В кино же съемки во всех этих сериалах были, слава богу, успешны для меня. Они стали моим заходом в театр и авансом. Без них, я уверен, никогда бы не было у меня таких ролей в нашей современной жизни. Может быть, получил бы я их, конечно, со временем, но путь был бы достаточно сложным. Мне просто повезло, что, окончив театральное училище достаточно поздно, в 28 лет, я сумел за 10 лет дорасти до таких театральных ролей – это мечта любого актера!

- То есть роль во всем известном сериале "Не родись красивой" не помешала вашей театральной карьере и может рассматриваться как положительный опыт?
 

- Это мой лотерейный билет! Я его вытянул. Билет именно в театр.

Кино я не рассматриваю серьезно, у меня не было там каких-то серьезных ролей. Не встречалось мне каких-то великих кинорежиссеров и их, наверное, сегодня нет в принципе. Я пересмотрел весь мировой кинематограф и смотрю шедевры кино постоянно. Я знаю, что такое хорошее кино. У меня язык не повернется сказать, что у нас есть хорошее кино. Случайные случайности. 

Чаплин – это хорошее кино, Феллини… это гениально! А в нашей 25-летней практике такого нет, хотя до того, безусловно, наше кино было на высочайшем уровне. "Золотой век" нашего кино никто никогда не отменит и не забудет. Спектакль "Сирано де Бержерак" основан на классическом произведении, но смотрится авангардно и актуально. 

- Каково ваше отношение к интерпретаций классических произведений в современном театре?

- Только один критерий любых интерпретаций и постановок – талантливо или нет.

Бывает интерпретировано потрясающе, вроде, ничего и не остается от какого-то классического произведения – но это так талантливо, просто здорово сделано! Например, постановки Юрия Бутусова меня совершенно убеждают! Он убеждает меня в своей версии. Смело, но талантливо. 

А некоторые вещи для меня – полный идиотизм. Попытка эпатировать публику в очередной раз и добиться популярности, эпатировать, чтобы об этом говорили, ругали, обсуждали. Но так было всегда!

Я не ханжа, я не приверженец стереотипного театра: вот только так и никак иначе. Но давайте без сумасшествия! Я не люблю пошлости на сцене. Есть вещи для театра, а есть вещи для ночного клуба. 

Я помню все эти гениальные произведения в век цензуры. Как тонко снимали, какие творческие ходы придумывали – это были шедевры. Не надо так буквально, нельзя в нашей стране такие вещи делать. Надо все же уважать пространство и включать свой "воображариум". Всегда можно найти выход и решение. Это будет еще тоньше, искуснее и талантливее. А дешевый примитивный эпатаж – это просто откровенная слабость и беспомощность творца. Если его вообще можно назвать творцом. Это мое личное отношение. Театр – это храм! 

30 апреля 2015

Ссылка на статью: 

http://afisha.tut.by/news/stars/446032.html

bottom of page