АНДРЕЙ ИЛЬИН «ПУСТЬ ВСЕХ ОКРУЖАЕТ ДОБРО!»

- Cудя по тому, что на настоящий момент в Интернете данные о вашей работе в репертуарном театре отсутствуют, вы предпочитаете антрепризу?

- Не совсем так. Мое первое участие в антрепризе датируется 2000-м годом. А сегодня я сотрудничаю с несколькими театрами - как частными, так и государственными. Например, довольно успешно работаю в театре им. Евг. Вахтангова, который становится для меня вторым домом.

Незадолго да нашего интервью закончился спектакль "Крик лангусты", который мы с Юлией Рутберг играем на Малой сцене. Ощущаю себя членом труппы, хотя работаю на договорной основе, и на горизонте уже маячит третий спектакль. Главную роль в нем исполнит великая Юлия Борисова.

Перспектива такого партнерства представляется мне невероятно интересной. А юридическая форма, статус, местоположение трудовой книжки - это не суть важно (смеется).

- Большое значение в творчестве актера играет его внешность, фактура. Например, невозможно было представить Вячеслава Тихонова в образе отрицательного героя, или Андрея Файта (за редким исключением) в роли положительного. Но восприятие вас как положительного героя поколебала роль "Кота", сыгранная вами в сериале Михаила Туманишвили "Марш Турецкого".

- Вот Георгий Степанович Жженов категорически отказывался от отрицательных ролей. Любимый и обожаемый всеми человек с невероятно сложной судьбой, он старался обходить зло стороной, и в этом была его человеческая позиция - отказ играть отрицательных персонажей. Я же не люблю однозначные роли.

Вспомните советские времена - либо хорошо, либо очень хорошо. Или плохо, или очень плохо. Четкое деление на "черное" и "белое". Мне интересно покопаться в материале, и при моей положительной, как вы отметили, внешности, работая над образом мерзавца инегодяя, проследить, какое событие либо цепочка событий привели к тому или иному результату, что стоит за его злодеяниями. Для меня это важная часть профессии. Упомянутый вами "Кот" был мне очень интересен. Мне вообще нравится разрушать стереотипы (смеется).

- Как вы считаете, актер должен браться за любые роли или только за интересные?

- Наверное, я себя отнесу к той категории актеров, которые избирательно относятся к предлагаемому материалу. Реноме - вещь хрупкая. Нельзя опускаться до ширпотреба, иначе будет элементарно стыдно перед самим собой, да и коллеги перестанут уважать.

Артист всегда на виду и наивно полагать, что халтура останется незамеченной. Великая Фаина Георгиевна Раневская не советовала плевать в вечность, ведь деньги кончаются, а позор остается. Но человек несовершенен, все делают ошибки...

В этом смысле звезды американского кино являют собой хороший пример, трудно представить себе Роберта де Ниро, согласившегося работать с плохим сценарием, или, скажем, Аль Пачино... Имя актера зачастую заранее является индикатором, определяющим качество фильма.

- Или, например, если в титрах идет "Дино де Лаурентис представляет", фильм не может быть плохим по определению.

- Согласен. Так что если артист не слишком обременен проблемами материального характера, если есть возможность выбора, нужно выбирать и выбирать совестливо. Зритель увидит все.

К примеру, мой сайт www.ailyin.ru посещают очень дотошные пользователи, не успеет выйти наше интервью - сразу найдут и опубликуют ссылку. И, поверьте, находят даже то, что было очень давно. "Дела давно минувших дней, преданья старины глубокой..." (смеется).

- Говорят, это совершенно разные ощущения - на сцене и на площадке. На сцене актера подпитывает энергетика зала, а как достичь куража на площадке?

- У профессионального артиста всегда все под рукой. Его организм - набор инструментов, которыми он может пользоваться в любой момент времени. Надо заплакать - пожалуйста, засмеяться - на здоровье! И между этими двумя состояниями - секунды.

Независимо от того, театр или кино, актер всегда один. В зале - публика, за камерой стоит группа, коллеги. Иногда на съемочной площадке замечаешь, что наблюдают за тобой куда более пристально, чем можешь себе представить.

- Как вы относитесь к узнаваемости? По какой роли или ролям узнают чаще всего?

- К узнаваемости отношусь совершенно спокойно, ведь она - часть профессии. Недавно какой-то мужчина подошел в аэропорту и поблагодарил за роль в "Красной капелле". Было приятно, я дорожу этой работой и очень ее люблю. Мне кажется, что этот сериал недооценен.

Или вот случай - еду после спектакля, рядом останавливается машина ГИБДД, человек, который сидел на переднем сидении, узнал меня, поприветствовал, да и разъехались в разные стороны. Узнаваемость - это нормально. А вот чего не выношу совершенно - фамильярности, панибратства.

- Идя на поводу у рейтингов, вещатели совершенно забыли категорию 12+, детское и семейное кино и отдают предпочтение дешевым мелодрамам, криминальной тематике, туалетному юмору. Будь на то ваша воля - что бы вы убрали из эфира?

- По телевидению я смотрю преимущественно новостные передачи и с огромной болью слежу за тем, что происходит сейчас в Украине, это сильно тревожит... Насчет того - убирать что-то из эфира или нет - я бы не убирал ничего и оставил людям выбор.

Вы не поверите, у меня в квартире 3 телевизора, а на даче аж 6 штук! (смеется). И каждый смотрит то, что хочет. Что же до детской аудитории - тут внимательнее должны быть родители, ибо одними ограничениями показов защитить ребенка от всех неприятностей невозможно. Мне кажется, воспитание гораздо важнее.

А что касается взрослых... Запретный плод - сладок, любой запрет только подогревает интерес. Я за свободу слова и самовыражения. Конечно, в рамках общечеловеческих ценностей и этики. У каждого, так или иначе обращающегося к массам, должна быть внутренняя цензура.

Возвращаясь к вашему вопросу - телеканалы живут рейтингами, и детское кино не приносит дохода. Остается коленопреклоненно просить государство о субсидиях.

Мой друг Сергей Безруков снял фильм "Реальная сказка". И что же? Фильм не окупился, что принесло его создателям немало забот, ведь нужно было отдавать затраченные средства... Счастливы те режиссеры, художники, которым помогает государство!

Да, во времена Советского Союза существовало множество условностей, но государство брало на себя ответственность за воспитание молодежи, в том числе, и языком кинематографа. Помимо громадного количества идеологизированной мути, снимались и совершенно гениальные картины! Они были пронзительны, раздирали душу, слезы наворачивались на глаза!

- В наше неспокойное время представители искусства принимают участие в политической жизни, подписывают какие-то петиции, высказывают свою гражданскую позицию по тому или иному вопросу. Ка вы считаете, это оправдано или же дело политиков - заниматься политикой, а дело актеров - играть?

- Однажды, когда я работал в Латвии, в Рижском театре русской драмы, нас собрал директор и чуть ли не встал на колени, призывая не принимать участия в помощи каким-либо политическим партиям и движениям, поскольку это влияло на посещаемость театра...

Трудно оставаться в стороне, когда мир сотрясают судьбоносные события. Мне вот новостей по ТВ не хватает, лезу в Интернет, пытаюсь анализировать разные позиции, чтобы составить собственное мнение о ситуации.

- Припомните, пожалуйста, какие-либо курьезные ситуации, произошедшие с вами либо с вашими коллегами...

- Есть у нас гомерически смешной спектакль "Бестолочь", который играется на протяжении 11 лет по 3 - 4 раза в месяц. Бывает, что к финалу зрители уже не в состоянии смеяться, они стонут.

Камертон этого спектакля - удивительная актриса Олеся Железняк, у нее фантастический комедийный дар. По пьесе в какой-то момент героиня Олеси обращается к моему герою со следующим текстом: "Вы такой интересный мужчина, такой импозантный, все женщины в нашем квартале только и говорят, какой вы мужчина, сколько в вас редкой красоты....", ну и так далее.

И, представьте себе, в один прекрасный день фраза звучит чуть по-иному: "Вы такой интересный мужчина, вы такой импозантный, все мужчины сходят по вас...", и вот тут настает знаменитая Вахтанговская пауза. Мы не могли собраться минут 5 сценического времени - целую вечность. Олеся просто отвернулась, а мне деваться некуда, сижу в метре от зала! Ржу, как ребенок, не в силах остановиться, причем, чем больше пытаюсь себя сдерживать, тем сильнее смеюсь.

Зрительный зал хохочет вместе с нами, раздаются аплодисменты! Еще бы, все очень живо, и это замечательно! Хоть и произошла эта история несколько лет назад, но забыть ее я не могу! (смеется).

- Блиц - любимый писатель, любимая музыка, любимый фильм.

- Буквально вчера я посмотрел фильм "Бердман", слышал, что он выдвинут на "Оскара", очень любопытное кино, одно из самых ярких впечатлений последних нескольких дней. Любимым фильмом был, есть и остается "Форрест Гамп". Из книг - люблю Улицкую, Артура Хейли, музыкальные предпочтения - старые добрые "битлы" (смеется).

- Ваши пожелания самому себе, зрителям, читателям.

- Здоровья, внутренней гармонии... Мы с вами пережили лихие 90-е, пройдем и нынешний кризисный период, а в том, что он вскорости закончится, у меня нет никаких сомнений. Все встанет на свои места. Главное, не ожесточиться и не озлобиться. Пусть в каждом доме будет тепло и уютно, пусть всех окружает добро!

14 февраля 2015

М. Шахбази

Ссылка на статью: 

http://www.echo.az/article.php?aid=78642

© Михаил Цитриняк, 2009-2019 | Все права защищены