В ТЕАТРЕ ИМЕНИ ВАХТАНГОВА РАЗДАЛСЯ КРИК ЛАНГУСТЫ
Какое имя приходит на ум одним из первых, когда речь заходит о великих зарубежных артистов прошлого? Большинство, несомненно, одной из первых назовет Сару Бернар. Ее легендарное имя известно даже далеким от театра людям.
Сара Бернар (настоящее имя — Генриетт Розин Бернар). В начале прошлого столетия ее называли «самой знаменитой актрисой за всю историю» великого сценического искусства. Она прожила довольно долгую жизнь — 78 лет (22.10.1844 — 26.03.1923). За это время она сыграла множество ролей в самых знаменитых театрах Старого и Нового Света. Основу репертуара легендарной француженки составляли драматические персонажи — Клеопатра, Андромаха, Федра и многие другие. Особое место в карьере Сары Бернар занимает Гамлет, принц Датский, которого она играла перед публикой самого разного ранга, в том числе — для королевских персон.
Постоянные гастроли закончились для великой актрисы очень печально — в 1905 году она серьезно повредила правую ногу. Спустя 10 лет, после многочисленных неудачных попыток вылечить госпожу Бернар, врачи, во избежание гангрены, приняли решение ампутировать травмированную конечность. Тем не менее, профессиональную деятельность артистка не прекратила, и занималась ею вплоть до 1922 года.
Тогда же, в последнее лето своей жизни (1922) Сара Бернар, уже совсем пожилая женщина с ограниченными физическими возможностями, находясь на своей вилле на берегу моря вблизи курорта «Бель Иль ан Мер» (буквально — «Прекрасный Остров на Море»), пытается составить мемуары о себе, в нескольких томах. В помощь ей — секретарь Жорж Питу.
На этом факте биографии великой французской актрисы основана пьеса Джона Маррелла «Смех лангусты», написанной в 1977 году. Позднее произведение выдержало несколько редакций. Например, от французского актера и режиссера Жоржа Вильсона. Именно эту творческую вариацию на тему крайнего лета Сары Бернар взял за основу режиссер Михаил Цитриняк, спектакль которого под названием «Крик лангусты» дебютирует на сцене театра имени Вахтангова 9 апреля 2014 года.
На пресс-конференции, состоявшейся накануне премьеры, режиссер-постановщик так объяснил свой выбор редакции драматургического материала:
— Первое, что сделал великий француз Жорж Вильсон, актер и режиссер, — резко, с режиссерской точки зрения, сократил материал Маррелла, сделал его более действенным, более актерским. Постановки по пьесе «Смех лангусты» шли очень долго, около 3 часов. У нас продолжительность спектакля составляет примерно 1 час 20 минут. Кое-что выброшено. Для меня, как для режиссера, важно было, чтобы действие развивалось короче, жестче, стремительнее.
В спектакле минимум декораций (художник — Мария Рыбасова) и реквизита. На сцене — белый ковер, представляющий собой песчаный морской берег, щедро усеянный камешками, напоминающими раковины разнообразных моллюсков, а также — кружевной пляжный зонт, плетеное соломенное кресло и подушка. Кроме того — элегантный веер, шелковый платок и большая стопка тетрадей.
Лаконичная сценография позволяет зрителям сосредоточить все свое внимание на действующих лицах. Их всего двое — Сара Бернар (заслуженная артистка России Юлия Рутберг) и Жорж Питу (заслуженный артист России Андрей Ильин). Впрочем, слово «всего» здесь оказывается неуместным, поскольку великая французская актриса и ее секретарь совместными усилиями создают восхитительный коктейль из множества образов, наполняющих все существо каждого человека, пришедшего на спектакль и совершающих таинство Катарсиса, духовного очищения, ради которого публика и посещает Храм Искусства.
Итак, 1922 год. Последнее лето жизни Сары Бернар. Она уже не может активно двигаться, потому что, как известно, потеряла одну ногу в результате несчастного случая. Да и возраст уже дает о себе знать. Но Женщина и Актриса не сломлена. Она по-прежнему хочет жить, творить, создавать все новые образы, пленять сердца поклонников. Вся ее жизнь тесно связана с театром. Более того, вся жизнь ее — театр, а люди — актеры. Желание лицедействовать будет жить в ней до самого конца, умрет вместе с ней.
Вот что говорит о своей героине заслуженная артистка России Юлия Рутберг:
— Человек находится вне своего биологического возраста, хочет чувствовать, с ногой или без ноги, даже когда способен только сидеть в кресле. Человека невозможно лишить жизни, жизнелюбия, если он сам себя этого не лишает.
Мне кажется, она поразительна! Сара Бернар — не только прекрасная актриса, а еще и поразительный мыслитель, менеджер самого себя. Это — первый человек из артистической братии, получивший звания Звезды и Суперзвезды. Она так выстраивала свою судьбу, и при этом больше всего боялась выходов на сцену. Человек очень больших страхов, очень трудной жизни и абсолютного бесстрашия.
Я — артистка костюма. Он мне очень помогает, потому что это — облик. В театре, в спектакле вообще не бывает случайных элементов, ненужных деталей. В этом смысле у нас все бедно и отобрано. Потому что в каждой вещи должен быть смысл, она должна быть выразительной.
Театр — основа сущности Сары Бернар. Это не просто ее ремесло, дающее средства к существованию. Можно сказать, это — ее жизнь, сама суть, часть личности Актрисы, Артистки, Женщины. Сцена — наркотик, который однажды поработил ее, и не отпускает уже много лет. Зависимость прекратится лишь в момент, когда навсегда погаснет свет в этих ясных, чистых глазах.
Но насколько бы гениальной не была артистка, ей почти всегда нужен партнер. И Мадам Бернар нашла его в лице Жоржа Питу, скромного секретаря, которого она наняла себе в помощь, чтобы увековечить ее богатейшие мемуары в бессмертных текстах.
Кто же все-таки Питу для героини? Только ли писарь, который обращает в тексты многочисленные воспоминания ее богатой на события жизни? Конечно же, нет! Он еще и актер, выступающий в различных ролях и амплуа. Вот перед нами — мадам Юдифь (Юлия) Бернар (матери актрисы). А вот, глядите, — один из знаменитейших современников легендарной француженки — британский драматург Оскар Уайльд. Жестокий импресарио, монахиня из частной школы Грандшамп (где она когда-то обучалась), а также индейцы, паровозы и другие объекты воспоминаний и безудержной фантазии живой легенды в течение целого дня пришлось примерять на себя скромному человеку, по-настоящему привязавшемуся к своей нанимательнице, вызывающей в нем целый спектр чувств, среди которых, пожалуй, нет одной только жалости.
Заслуженный артист России Андрей Ильин так сказал о своей работе в спектакле:
— Возможность сыграть несколько ролей в одном спектакле — всегда большой праздник для артиста. Пожалуй, это — самое интересное. Здесь практически не видно режиссуры, но ее здесь очень много, все выверялось буквально до мельчайших деталей. Это — показатель класса режиссера.
Спектакль еще только рождается, вскоре появятся, я в этом уверен, какие-то нюансы.
Очень интересна звуковая палитра постановки. Вот что сказал композитор Борис Кинер:
— При создании музыкального материала нужно было склоняться, в основном, в сторону классики, но и добавить немного флер того времени, чуть-чуть хулиганства, каплю страсти, в общем, все, что присутствовало в жизни в то время, да и в современности — тоже.
Национальный французский колорит, смешанный с бликами солнца и шумом моря — таков восхитительный коктейль небольшого курорта на Лазурном Побережье, где красиво, ярко, искрометно прощалась с жизнью великая актриса Сара Бернар.
Костюмы, созданные художником Викторией Севрюковой, соответствуют эпохе. Серый шелк, изящные кружева, вышивка, бижутерия, дневной костюм с галстуком-бабочкой и кружевным жилетом навевают волшебные ритмы чарльстона и фокстрота. Отсутствие ноги героини показано при помощи разноцветной обуви — на «имеющейся» конечности — коричневый сапог, на «отсутствующей» — черный.
Острая нужда в адреналине, эмоциях, зрителях, сцене не покинут Сару Бернар до самого последнего вздоха. Но смерть ли это? А, может быть, звезда эпохи просто вновь гениально вошла в образ?
09 апреля 2014
Ольга Пурчинская, Мария Ипполитова